Восстановление геометрии кузова


Название “Авторобот“ вот уже несколько лет у всех на слуху, а в обиходе автовладельцев стало уже почти именем нарицательным, обозначающим современные технологии кузовного ремонта. Но с точки зрения авторского права “Авторобот“ – это запатентованная марка финского производителя, и наряду с ней в некоторых кузовных цехах представлены и другие компании, выпускающие подобную технику. Однако наибольшее распространение в сервисах сегодня получил именно Autorobot как одна из наиболее высококлассных и технически совершенных систем и обусловлено прогрессом мирового автомобилестроения.

Наряду с Автороботом широкое распространение получил Стапель – платформа с двумя выправочными колоннами и набором приспособлений. Для установки автомобиля стапель одной стороной наклоняется на уровень пола, после чего автомобиль по двум рампам закатывается на платформу и устанавливается на 4 универсальные крепления. Выправочные колонны свободно перемещаются по периферии стапеля, что дает возможность прикладывать тянущие усилия в любом направлении. В колоннах применяется гидравлика.

Распространено мнение что Авторобот и стапель – это одно и тоже, хотя это разные системы, где бесспорным лидером является Авторобот, относящийся к профессиональному оборудованию для кузовного ремонта.

Для современных мощных и скоростных машин требуется оборудование, способное обеспечить идеальную точность восстановления геометрии кузова, чего посредством обычных инструментов (т.е. рулетки и глазомера) добиться невозможно. В первую очередь тут ставится под вопрос безопасность движения и маневрирования на высоких скоростях, когда даже небольшое несоответствие заводской геометрии может сделать поведение машины непредсказуемым. Для достижения идеального соответствия контрольных точек заводским создана электронная измерительная система “Авторобота“. Ее задача – определение в пространстве координат (т.е. по длине-ширине-высоте, т.н. 3D-технология) всех контрольных точек кузова и сравнение их с находящейся в компьютере базой данных номинальных координат на данный автомобиль (т.н. “цифровой картой“ кузова). Для снятия данных в конструкции системы используются два разнесенных на ширину автомобиля рельса, куда устанавливается подвижная рамка, имеющая две универсальные измерительные головки с набором насадок для работы с точками любых частей кузова. Головки через специальный разъем подключены к компьютеру, в котором снимаемые данные обрабатываются и выводятся на монитор. На экране показывается, насколько после повреждения каждая точка удалена от того места, где она должна находиться согласно инструкциям завода-изготовителя машины.

Непосредственно работу по их устранению выполняет силовая часть комплекса – выправочный стенд с пневмогидравлическим приводом. Развивая усилие более 15 тонн, стенд позволяет вытягивать поврежденную область кузова во всех направлениях: по длине, ширине и высоте. Для правильной фиксации автомобиля и верного приложения усилий к деформированному элементу используется широкий спектр различных захватов, креплений и других вспомогательных приспособлений, а также подъемник для удобства доступа ко всем частям кузова. Благодаря этому на стенде обеспечивается целый ряд очень важных технических условий, прямо влияющих на качество ремонта. Прежде всего на “Автороботе“ делается только “холодная“ вытяжка, при которой элементы кузова не греют газом (как поступают для точности подгонки под размер при ручной правке). Закрепление кузова автомобиля для вытяжки на “Автороботе“ производится только за определенные точки, которые указываются заводом-изготовителем машины для каждой конкретной модели кузова отдельно. Правильное закрепление позволяет выбрать наилучшее направление для вытяжки, при котором автомобиль “охотнее вернется“ в свое первоначальное состояние и не получит “растяжек“ и “складок“. Также это дает возможность работать только с подвергшейся повреждению частью, не воздействуя на другие области кузова.

Компьютерная система позволяет непрерывно контролировать и корректировать процесс, поскольку в режиме реального времени ведется наблюдение за изменением координат точек выправляемого участка. Совпадение контрольных точек с заводскими означает, что выправка автомобиля произведена. В конце работы делается еще один контрольный промер, компьютер выдает отчет. Пример диагностической карты, системы Autorobot можно видеть на первой странице нашего сайта.